воскресенье, 20 сентября 2009 г.

Он полон аляповатых гипсовых пепельниц, скучных книг, напечатанных на плохой бумаге,

Вещи размножаются умножением. Их приходится выселять из дома, отдавать знакомым и первым встречным незнакомцам, увозить за город и жестоко бросать на обочине шоссе, чтобы они никогда не нашли дороги обратно. Но по возвращении замечаешь, как новые ненужные вещи, притаившись на полках, блаженно покрываются пылью.

Вместо мира изобилия мы попали в мир излишеств; возможно, просто ошиблись дверью. В мире изобилия ненужных вещей не бывает; если благородная пыль соблаговолит почтить некоторые из них своим вниманием, никому и в голову не придет пренебрежительно смахнуть ее сырой тряпкой.

Мир излишеств полон ненужных вещей. Несчастных вещей, непонятых вещей, неприспособленных к жизни вещей. Он полон аляповатых гипсовых пепельниц, скучных книг, напечатанных на плохой бумаге, убогих картин, бессмысленных сувениров, уродливых чайных чашек, нелепых украшений.

Насекомые умирают быстро, люди - в общем-то, тоже. У деревьев на это уходит несколько недель. Вещи умирают годами. Десятилетиями, столетиями иногда. Пока не разрушится физическая оболочка, глина, гипс, дерево, железо, пластик, стекло, душе вещи не вырваться из плена, не воспарить над помойками, фиалками и облаками. Мир излишеств - это ад вещей.

Раньше я расстраивалась оттого, что совсем ничего не умею делать руками, ни рисовать, ни варить мыло, ни вязать, ни плести кружево, ни сапоги тачать, ни вышивать крестиком. Один раз в творческом порыве соорудила семейство тряпичных кукол, лихо размашистыми стежками пришила пролетавшие мимо свободные души к безвольным набитым ватой тушкам, украсила бисером, опутала мишурой.

Куклы стали моим кошмаром; я не знала как с ними быть. Несколько лет кряду смотрели они на меня не мигая с самой дальней, самой пыльной полки. Под их пуговичным взглядом я ощущала бремя чудовищной ответственности и тошнотворной вины. Зачем ты нас сшила, спрашивали куклы, и что нам теперь делать? Как нам начать жить, - или как перестать существовать? Когда ты нас освободишь, оживишь, полюбишь, достанешь с полки, откроешь для нас окно, умертвишь наконец, распорешь нас по швам?

Трех кукол мне удалось подарить разным людям. Об их дальнейшей судьбе мне, к счастью, ничего не известно. Четвертую я достала из затхлой кладовой, где она валялась последние годы в состоянии вынужденной амнезии, и бегом вынесла на помойку. Но Бог улыбнулся мне; вечером, когда темно и включается электичество, я увидела мою четвертую куклу в каморке охранника. Она висела там на стене как странный пришелец из другого мира, в ней было что-то от долматинца и что-то от клоуна, и она немного походила на меня. Бесшумной походкой я проскользнула мимо. Вскоре охранник сменился, и моя четвертая кукла исчезла со стены каморки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий