суббота, 20 февраля 2010 г.

Семь чудес города Шуи

Вот уж точно, если написать о чем-то в ЖЖ, то оно точно не произойдет. Это я про то, что в последний момент билеты на север Вологодской области мы сдали. Маршрут переиграли на Переславль-Александров . я же в силу . ну, предпочла эту поездку пропустить.
Зато . давно обещанные фотки и рассказ из летней поездки по трем областям начинаю потихоньку выкладывать. Сам маршрут был уже описан тут http://tananta.livejournal.com/308210.html
Сейчас речь пойдет про г.Шую. Немного фото уже было тут http://tananta.livejournal.com/309567.html
Для меня это был первый визит в этот город. Да и правильнее было бы сказать, что и про сам город до поездки мало, что знала. Разве что на слуху были «Князья Шуйские». И, пожалуй, что - все. Остальное пришлось узнавать буквально по ходу. Или уже по возвращении.
Очень поразило, что вся история и достопримечательности города укладываются в семь чудес. Да, так же, как семь чудес света есть семь чудес Шуи.
Есть версия, что древнее поселение на месте Шуи основали угро-финские племена чудь и меря (западные мари); и название его может происходить от финского слова «суо» - болото, озеро, болотистая местность. По другой версии, наименование восходит к древнеславянскому «ошую», то есть «слева», «по левую руку» (в данном случае «на левом берегу»). В пользу этой версии говорит и местоположение Шуи: с северо-западной стороны её до самой новой застройки облегала река, на возвышенном берегу которой город и получил своё основание. С юго-востока он был окружен непроходимым болотом (следы его сохранились и поныне, а некоторые близлежащие улицы и теперь еще называются Моховыми да Болотными). На господствующей высоте, достигающей сотню метров над уровнем реки, первые шуяне возвели детинец, окружив его земляным валом.
В XX-ом веке неподалёку от Шуи были обнаружены древние захоронения (так называемые Семухинские курганы), относящиеся к X-XI векам. Найденные там монеты и другие предметы обихода свидетельствуют об активной торговле местных поселян с норманнами и Арабским Востоком.
За древнее происхождение Шуи говорит и любопытное предание, согласно которому она некогда была столицей белой России (Северная Русь, Ростовская земля), и само слово «шуя» на сарматском языке означало «столица». Сарматы - один из дославянских народов России. Об этом же говорится в книге «Картина России», изданной в 1807 году в Москве, с оговоркой на титульном листе, что она написана «из верных источников»: «Древние наши писатели под именем Белой России разумели Польской и Мерянской, или Суздальской предел с принадлежащими к ним областями. так, что границы сея области простирались на север до Великой Руссии по Волгу, на восток до Югров и вниз по Волге до устья реки Оки с Мордвою, на юг до Оки же с княжеством Рязанским и Болгарами, а потом до реки Воронежа. Престол древнейший во время Сарматских государей в сей части был град Шуя; при Владимире Ростов; но Юрий II перенес его в Суздаль; Андрей II во Владимир, Иоанн Калита в Москву».
Вот это и есть первое чудо Шуи - то, что она когда-то была столицей белой России.
Первое документальное свидетельство о городе Шуя относится к 1539 году. Под этой датой Шуя упоминается в Никоновской летописи среди городов, разорённых казанским ханом Сафа-Гиреем и именно от неё город ведет своё летоисчисление. До этого город был известен под названием Борисоглебская слобода, в честь расположенной в нём церкви Святых Бориса и Глеба. С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели городом на протяжении почти 200 лет. Род Шуйских ведёт свое начало от Василия Кирдяпы - одного из Суздальских князей. Представителем этого рода был Василий Иванович Шуйский - последний царь из рода Рюриковичей (годы правления 1606-1610), после него на Российский престол взошла династия Романовых. Как повествуют легенды, Василий Шуйский часто наведывался в свою вотчину, чтобы поразвлечься соколиной охотой. В селе Мельничном (ныне пригород Шуи), по преданию, похоронена дочь царя княжна Анна. В Шуйском кремле (ныне территория пл. Союзной) были осадные дворы, принадлежавшие князю И. И. Шуйскому, князю Д. М. Пожарскому и др.
Внимание царствующих особ к городу не ослабевало на протяжении многих веков. Иван Грозный во время похода на Казань в 1549 году посетил Шую и вскоре включил её в числе других 19 городов в состав опричнины (1565-1572), объявив своей собственностью. Затем в 1572 году по духовной грамоте Ивана Грозного Шуя переходит в наследство его сыну Фёдору.
В 1609 г. город был разорён поляками, а в 1619 - литовцами.
В 1722 году по пути в Персидский поход в Шуе побывал Пётр I . Он остановился в городе, чтобы приложиться к местной святыне - чудотворной иконе Шуйско-Смоленской Божией Матери. Икона была написана шуйским иконописцем в 1654-1655 годах, когда в городе свирепствовала моровая язва. Вскоре после написания иконы эпидемия прекратилась, а образ Божией Матери явил чудодейственные исцеления больных. Пётр I тоже избавился от недуга и хотел увезти чудотворную икону в Санкт-Петербург. Горожане, узнав об этом, упали перед царем на колени и умолили оставить Небесную Покровительницу и Заступницу города в Шуе на своём месте в Воскресенском храме.
В 1729 году в Шуе некоторое время жила дочь Петра I царевна Елизавета, которая любила охотиться в окрестных лесах.
Побывал в Шуе и ещё один наследник престола. В 1837 году, путешествуя по России в сопровождении известного русского поэта В. А. Жуковского, Шую посетил будущий император Александр II. Познакомившись с достопримечательностями города, цесаревич удостоил своим посещением дома наиболее знаменитых горожан - богатейших купцов Посылиных и Киселёвых.
Развитию промышленности и торговли в Шуе способствовало удобное положение города на судоходной реке Тезе. В Шуе имелся большой гостиный двор (на месте современного Гостиного двора). Торговать в Шую приезжали иногородние и иностранные купцы - в 1654 г. в гостином дворе была лавка английско-архангельской торговой компании. В это же время Шуя славилась ярмарками.
К еще одному чуде Шуи относят очень высокое внимание царских особ к этому городу. Целый род известнейших бояр носил фамилию Шуйских, среди которых был даже царь - Василий Шуйский.
В 1781 г. российская императрица Екатерина Великая издает указ об образовании Владимирского наместничества и утверждает герб города Шуи. Старинный герб Шуи представлял собой щит, разделённый на две части. В верхней части стоящий на задних лапах львиный леопард - символ губернского города Владимира; в нижней части - «на красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы». Действительно, мыловарение было самой древней промышленностью города Шуи, первое упоминание о них находим в писцовой книге Афанасия Векова 1629 г. Уже в XVI веке определился промышленный характер города Шуи. Наряду с мыловарением другим старинным промыслом Шуи был овчинно-шубный. Он особенно процветал в XVI-XVII веках, поэтому царя Василия Шуйского в народе называли «шубником».
С давних времен развивался в Шуе текстильный промысел - изготовление льняных тканей. Ткачество холстов производилось во многих крестьянских избах и в домах посадского населения города Шуи на деревянных ткацких станах. С середины 18 века в Шуе появляются ткацкие полотняные мануфактуры, самая первая мануфактура купца Якова Игумнова была открыта в 1755 г. Однако уже к концу 18 века всемирный рынок завоевывает хлопок. Шуйские купцы - династия Киселевых - были первыми предпринимателями, кто наладил поставку хлопчатобумажной пряжи из Англии не только в Шую, но и ее окрестности. Параллельно Киселевым быстро развивались фабрики купцов братьев Посылиных. Продукция посылинских мануфактур была удостоена большой золотой медали на Первой Всероссийской выставке мануфактурной промышленности в Санкт-Петербурге в 1829 г.
При въезде в город ухитрились немного попетлять, но это компенсировалось видом, который перед нами открылся. Дорога вывела прямо к центру города и Колокольни Воскресенского Собора. Которая относится к третьему чуду Шуи. Построена в 1832 г.
Попасть туда мы не только не планировали, но это было очень приятным сюрпризом. Вообще-то официально туда попасть ... на Пасху точно разрешают подниматься всем желающим. А в остальное время - это небольшая побработка местного сторожа, на деятельность которого, похоже, просто закрывают глаза. Он так лихо разруливает поток желающих туда попасть, что только диву даешься. Историю про то, что группа иностранцев там с благословения, что это очень сложно, что пускают только раз в году . в итоге, как кроме нас подошло еще несколько человек . были улажены некоторые финансовые формальности, и то, как это сделать не очень сильно засвечиваясь . и вот - мы идем наверх. С каждым пролетом вид становится все более и более поражающим . 106 метров. Уступает по высоте только колокольни Петропавловского собора в С.-Петербурге (120 м).
И вот наконец-то - колокола. Лично я сильно боролась с соблазном позвонить. Но слово не делать этого с нас взял сторож, который и пустил. Пришлось послушаться, чтобы не подставлять человека.
К слову, колокол Воскресенского собора - это еще одно чудо.
Это большой колокол собора. Он имел вес 1270 пудов (около 21 тонны!). Высота его 5 аршин (аршин=71 см) и диаметр - 4 аршина. Это 10-11-й по весу колокол в России.
Прямо перед колокольней 17 октября 2007 года открыт памятник священнослужителям и мирянам Русской Православной церкви, погибшим в период преследования церкви большевиками в 1920-х-1930-х годах, работы скульптора Александра Рукавишникова.
И еще одно чудо Шуи связано с Воскресенским Собором. Это икона Шуйско-Смоленской Божией Матери, находившаяся до 1922 года в Шуйском Воскресенском соборе. Написана она в 1654-1655 гг., во время свирепствующей в Шуе страшной "моровой язвы". Автор иконы - шуйский изограф Герасим Тихонов сын Иконников. Уже на другой день после написания иконы, иконописец увидел образ иконы измененным, он пытался исправить изображение, но на следующий день повторилось тоже самое. Это было первое чудо Шуйской иконы. А всего их было записано 109. Икона была признана чудотворной в 1667 г. особой государственной комиссией, состоящей из 5 архимандритов, 2 игуменов и протоиерея. По преданию, Петр I в 1722 году посещал Шую только для того, чтобы поклониться Шуйской иконе, якобы излечившей его от тяжелой болезни и что царь хотел забрать икону в Москву, да шуйские купцы на коленях отговорили.
И есть еще два чуда Шуи, связанные не с городом, а с окрестностями и жителями. Так, в книге рекордов Гинеса официально зафиксирован рекорд рождаемости.
Это рекорд рождаемости из книги "Дополнения к Деяниям Императора Петра Великого" (т. 18, 1797 г.). "В присланной к переписи ведомости в бывшую Московскую губернскую канцелярию из Шуйского Уездного Суда 1782 г. февраля 27 дня показано, что тогож уезда владения Николаевского монастыря, у крестьянина Федора Васильева, которому от роду 75 лет, было две жены, с коими прижил он детей: с первой - 4 четверни, семеры тройни, да шестнадцатеры двойни, итого 69 человек, с другой женой - двои тройни, и шестеры двойни, итого 18 человек; всего же имел он с обеими женами детей 87 человек, из коих померло 4, налицо живых 83 человека".
И последнее чудо - поговорки о Шуе и шуянах:
В Питере бывал, на полу сыпал и тут не упал;
Шуйский плут, хоть кого впряжет в хомут;
Кабы мне крепкого мыльца;
В Суздале да Муроме Богу молиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться.
Погуляли по улочкам. Местами сохранились совершенно удивительные старые улочки и деревянные дома с наличниками. Как они там еще выживают. Хотя в некоторых местах удивительно ухитряются сочетаться новое и старое. Где-то новое вытесняет. .
Вот тут очень заинтриговали две даты на воротах. Одна дата закладки дома, вероятно. Тогда вторая . уж не время ли ремонта забора и дома?
Интересно, сколько времени оно еще просуществует в таком виде. Когда наличники заменятся пластиковыми степлопакетами, улицы оденутся в асфальт .
До поездки практически ничего не знала про творчество Бальмнта. Но самое сильное удивление, что . попытались мы спросить про музей или дом-музей. Есть ли хоть что? Спросили у пробегающей мимо бабушки. А она так запросто - «так у меня дед (?) вместе с ним учился. У меня даже общая фотка дома есть из их гимназии. Только вот Бальмонта на той фотографии уже нет .»
Еще необходимо любить и убивать,
Еще необходимо накладывать печать,
Быть внешним и жестоким, быть нежным без конца
И всех манить волненьем красивого лица.
Еще необходимо. Ты видишь, почему:
Мы все стремимся к богу, мы тянемся к нему,
Но бог всегда уходит, всегда к себе маня,
И хочет тьмы - за светом, и после ночи - дня.
Всегда разнообразных, он хочет новых снов,
Хотя бы безобразных, мучительных миров,
Но только полных жизни, бросающих свой крик,
И гаснущих покорно, создавши новый миг.
И маятник всемирный, незримый для очей,
Ведет по лабиринту рассветов и ночей.
И сонмы звезд несутся по страшному пути.
И бог всегда уходит. И мы должны идти.
(К.Бальмонт)
Было бы у нас чуть побольше времени, само-собой просто напрашивалось познакомиться с той бабушкой поближе и напроситься к ней на чай. Но . нас потянуло дальше. Планов у нас было еще очень много, а вот со временем несколько ограничено.
Есть в городе Краеведческий музей (туда и не планировали заходить), и музей Фрунзе. В последний мы не попали .
Использованы материалы сайтов:
http://pravoslavmir.ucoz.ru/photo/shujsko_smolenskaja/3-0-83
http://www.stihi-rus.ru/1/Balmont/
http://www.russian-goldenring.ru/Cities.aspx?id=45&type=sights
http://www.viktur.ru/regions/ivanovo-region/shuya-2447-905.html

уехала

да, мои родители опять увозят меня...как же они задолбали с этими поездками..


я домашний ребёнок; все что мне нужно: компьютер с интернетом и конфеты... а они меня на какой-то шашлык в Шатуру тащат...


 


ну ничего, я взяла с собой плеер, где мои книги и фанфики))))


 


все я уехала, буду в понедельник

об ужасном и прекрасном_)

написано сообщений 999. это получается это сейчас 1000 будет
вчера у меня весь день прошел чуть ли не в слезах...
ну сходила я на консультацию.даже на две.объясняют - вроде понятно.типа где почитать в книге, там все есть и т.п.прихожу домой - да ничего там нет.не подходит ни под одну формулу.
в общем на след.неделе я остаюсь жить в универе.буду на переменах вылавливать преподавателей. и спрашивать...потому что до марта я должна избавиться от этого ужаса!
налоги написала.буду сдавать как есть.потому что правильно я не решу.а там уже дорабатывать.
это какой то ужас.ну откуда я могу знать на что начисляется налог на прибыль а на что нет - в кодексе и книгах поверхностно.половина конкретных операций не указана(((
и экономику и банки все решила.надеюсь хоть с ними проблем не будет.
учитывая что экономический анализ и финансовые вычисления у меня под вопросом - т.е надо консультироваться. мне остается курсовая по статистике.вчера ее начала.введение и первый вопрос набросала.вечером сяду за второй.пока теория.третий расчеты - но там бы лучше проконсультироваться.
чтобы не переделывать потом.с финансовой стороны я все знаю.а со стороны статистики надо спрашивать...
непонятно сама я еду или с папой...
ну ладно уж главное что еду...хотелось бы самой конечно.
тем более что с девчонками...
Билеты уже сестра мне купила)))За что ей огромное спасибо)))
я их увижу правда только 3го. с почтой рисковать не хочется.