воскресенье, 21 марта 2010 г.

Исторический музей Часть 3. Залы 13 - 17



Зал 13 «Памятники Московской области XIV-XV вв.»

По первоначальному проекту 1880-х годов этот зал имел название «Памятники Московской области XIV-XV вв.» Прямоугольный в плане зал перекрыт крестовым сводом. Отделка помещения началась в 1885 г., когда артель подрядчика Седова сделала по проекту А.П. Попова мозаичные полы. Рисунок растительного орнамента для наборного бордюра взят с серебряного оклада креста 1212 г. Крест принадлежал Антонию Римлянину, основателю Новгородского Антониева монастыря. В 1894 г. проектную работу продолжил архитектор П.С. Бойцов. В основу оформления зала легли детали, скопированные с памятников раннемосковского зодчества. В Звенигороде скульптором И.И. Севрюгиным сделаны копии с порталов и резьбы церкви Успения Богоматери на Городке рубежа XIV-XV вв. Помещение украсили перспективные порталы, резные пояса и карнизы, высокие полуколонны и «слухи» - древнерусские резонаторы. Налево от входа - небольшая металлическая дверь на служебную лестницу цокольного этажа. Она сделана по образцу одной из дверей в Успенском соборе Московского Кремля.

Особую парадность интерьеру придает роспись на своде и в оконных простенках. В композицию включены орнаментальные мотивы со знаменитой «Шапки Мономаха» - золотого филигранного головного убора с собольей опушкой, украшенного драгоценными камнями и крестом. Шапка была важной регалией русских великих князей и царей, символом самодержавия.

В 1936 г. интерьер подвергся реконструкции: сбивалась лепнина, забеливалась живопись. Зал получил новое оформление по проекту архитектора А.К. Бурова. Позднее он еще раз переоформлялся. В 1950 г. в люнете западной стены написано панно «Московский Кремль в начале XV в.» (художники - В. Сикорский и М. Смоляк).

Кубок - Петух

(копия)

Сказание о князьях Владимирских

17 век.

Зал 14 «Памятники Западной Руси и Литвы»

По первоначальному проекту 1880-х годов этот зал имел название «Памятники Западной Руси и Литвы». Оформление интерьеров Исторического музея затянулось с конца XIX в. на многие годы, так как средства на него государством выделялись небольшие, а иногда финансирование надолго прекращалось. По этой причине к 1917 г. три помещения первого этажа не были отделаны. Среди них - зал памятников Западной Руси и Литвы. В 1885 г. архитектор А.П. Попов выполнил проект его оформления, по которому предполагалось украсить стены зала слепками с белокаменной резьбы раннемосковского зодчества и расписать обрамления окон и порталов орнаментами из рукописных книг XIV в. На практике же в 1886 г. удалось сделать лишь мозаичные полы и перекрыть прямоугольный в плане зал декоративным крестовым сводом.

В 1990-е годы при реставрации исторических интерьеров анфилады первого этажа было решено фрагментарно реализовать проектный замысел А.П. Попова. По сохранившимся в Государственном Историческом музее чертежам реконструированы рисунки оконных и дверных обрамлений и воссоздан слепок с белокаменной резьбы Рождественского собора 1405-1406 гг. Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Работы позволили включить интерьер зала в целостный ансамбль художественно оформленных интерьеров.

Спас на убрусе с предстоящими

Москва 1389 год.

Царские Врата

Россия 16 век.

Зал 15 «Правление Великого князя Иоанна III»

По первоначальному проекту 1880-х годов этот зал имел название «Правление Великого князя Иоанна III» Интерьер зала сложился в два строительных периода. Его мозаичные полы из пригнанных друг к другу цветных шестигранников сделаны по образцам полов в храмах Византии. Рисунок составлен архитектором А.П. Поповым в 1883 г. и одобрен Ученой Комиссией во главе с графом А.С. Уваровым. Кроме полов, до 191 7 г. помещение не имело художественной отделки.

Зал впервые оформлен в 1937 г. по проекту архитектора А.К. Бурова. Плоский потолок получил декоративное перекрытие, имитирующее открытые деревянные балки. Потолок и строгие арочные порталы должны были напоминать об итальянской архитектуре конца XV в. и о связях Руси эпохи Ивана III с итальянской художественной культурой. Женитьба Великого князя Московского на племяннице последнего императора Византии Софье Палеолог, жившей до замужества в Италии, привлекла на русскую службу итальянских архитекторов, инженеров, музыкантов, мастеров прикладного искусства.

Колокол

Россия 1649 год

Флюгер с Владимирской башни Китай-города

Москва 1680 г

Зал 16 «Правление Великого князя Василия III»

По первоначальному проекту 1880-х годов этот зал имел название «Правление Великого князя Василия III» Зал Великого князя Василия III, как и предыдущий, имеет два строительных периода. Мозаичные полы из темно-красных, белых и серых шестигранников сделаны по образцам полов в храмах Византии. Рисунок составлен архитектором А.П. Поповым в 1883 г. и одобрен Ученой Комиссией во главе с графом А.С. Уваровым. До 1917 г., кроме полов, в помещении не было художественной отделки. Зал впервые оформлен в 1937 г. по проекту архитектора А.К. Бурова. Здесь предполагалось развернуть экспозицию XVII в.

План зала близок к квадрату. Помещение перекрыто крестово-купольным сводом с пятью распалубками. Ребра распалубок орнаментированы лепным декором в виде чешуи. В нижнем уровне свода помешены декоративные элементы: шиты с рельефами. Они скопированы с белокаменных картушей из комнат Теремного дворца Московского Кремля. На щитах - рельефы с изображениями льва, орлов, кречетов, голубей. Одни птицы терзают добычу, другие - воркуют и кормят птенцов.

С Теремного дворца скопированы и два портала, обрамляющие входы. Их плоские столбы и арки сплошь покрыты сложным орнаментом, типичным для убранства дворца, который построен в 1635-1636 гг. царем Михаилом Федоровичем для большой царской семьи.

Кубок "Шут"

Западная Европа 17 век

Кубок "Мельница"

Ауксбург.Конец 16 века

Кубок

17 век

Зал 17 «Правление Иоанна Грозного»

В 1880-е годы залы № 17-19 были задуманы как комплекс помещений для экспозиции эпохи Ивана IV Грозного. Их историческое название «Правление Иоанна Грозного» По планировке они напоминают древнерусскую бревенчатую «тройню», когда к большой «клети» прирубались с двух сторон малые. Тщательно продуманная программа оформления залов принадлежит великому знатоку царского быта, одному из основателей музея Ивану Егоровичу Забелину. По замыслу ученого, детали интерьеров трех залов повторяли элементы каменной резьбы, керамики и полихромию росписи памятников XVI в. Главным объектом копирования был храм Василия Блаженного (Покрова на Рву), возведенный в 1555-1561 гг. зодчими Бармой и Постником на южной оконечности Красной площади как памятник победам Руси во время войны за покорение Казанского и Астраханского царств.

Мозаичные полы залов сделаны подрядчиком Седовым по проекту архитектора А.П. Попова в середине 1880-х годов. Основная отделка началась в 1898 г., после завершения крупных работ в Московском зале. Скульптурные работы выполнил И.И. Севрюгин, живописные - артель Н.М. Сафонова. Росписи завершены в 1903 г. В 1936 г. залы подверглись беспощадной реконструкции: сбивалась лепнина, забеливалась живопись. В 1990-е годы реставраторам пришлось по крупицам восстанавливать уцелевшие фрагменты отделки и реконструировать утраченное убранство. Были изучены старые фотографии, чертежи, отчеты Сафонова, описания. Обмерялись детали памятников зодчества, послужившие сто лет назад образцами для лепного декора. Ставилась задача приблизить интерьеры к первоначальному облику, созданному под наблюдением И.Е. Забелина.

Главное украшение небольшого зала №17 - полихромный перспективный портал, копирующий портал Покровского придела собора Василия Бла-женного. Лепнина его внутренней арки напоминает чешую; по внешней границе проходит резной узор из крупных бусин. Зал имеет плоское перекрытие с ритмической разделкой на заглубленные квадраты, расписанные «под кирпич». В уменьшенном масштабе оно повторяет потолок западной паперти в соборе Василия Блаженного. По периметру верхней части стен проходит карниз из гипсовых отливок, имитирующих изразцы XVI в.

bonoooooo

Комментариев нет:

Отправить комментарий