четверг, 8 октября 2009 г.

Альтернативная история

Как-то так совпало, что за последнее время мне довелось познакомиться с тремя вариантами альтернативной истории, построенными вокруг Гитлера и нацизма, изложенными в двух книгах и одном кинофильме. Не то, чтобы я сильно интересовалась этими вещами, начиная читать книги я не имела понятия, о чем они, да и про фильм у меня были весьма смутные представления. Но раз уж так получилось, хочу поделиться и с вами.

Стивен Фрай. Как творить историю

Все книги Фрая, которые я читала до этого, были историями, не имеющими ничего общего с фантастикой. Поэтому я и не ожидала такого поворота от "Как творить историю", а она возьми да и окажись самой настоящей фантастикой. Британский студент-разгильдяй случайно попадает в гости к профессору-изобретателю, имеющему действующую модель машины времени, и придумывает способ как вмешаться в прошлое и избавить мир от Гитлера. Они оба считали, что окажут человечеству неоценимую услугу, спасут мир (и в первую очередь евреев) от злого гения. Ну то есть, хотели как лучше, а получилось как всегда. Пришлось самим же и исправлять.

Кир Булычев. Заповедник для академиков

Тут надо упомянуть, что эта книга не является полностью самостоятельным произведением, а входит в цикл "Река Хронос". Весь цикл - история о людях, имеющих портативные машинки времени, которые, однако, могут перемещать их исключительно и только в будущее, назад дороги нет. События в цикле начинаются с детских лет главного героя (еще до обретения им машинки времени), выпавших на самые что ни на есть царскороссийские годы, а в "Заповеднике" добираются до времен Второй мировой войны. Тут, ясное дело, на ход истории влияют не британцы, как в книге Фрая, а русские - одно незначительное на первый взгляд происшествие приводит к тому, что события в Советском Союзе разворачиваются совершенно иным образом, и приводят в итоге к гибели Гитлера и всей верхушки нацистского рейха в самом начале второй мировой войны, тем самым прекращая эту самую войну в зародыше.

Вообще хочу оговориться, что цикл показался мне скучноватым, включая и эту книгу. Я его слушала в аудиоформате с большим перерывом между произведениями. Занятные идеи и повороты, но как-то все ... затянуто, что ли, динамики не хватает.

Квентин Тарантино. Безславные ублютки

На мой взгляд, это самая захватывающая историях из трех представленных. Может, потому, что это кино, а не книга, а может, тут все дело в специфическом тарантиновском подходе. Очень реалистичная история о том, как некие антифашистские силы решают одним махом уничтожить Гитлера вместе с другими высшими чинами рейха. Конечно, операция не пройдет так гладко, как планировалось, но иначе было бы неинтересно. Здесь историю творят в основном американцы, но с помощью и поддержкой представителей других наций, а само действие происходит во Франции. Это не фантастика, никаких тебе машин времени и прочих штучек. Такая история вполне могла бы произойти, хотя на самом деле ее не было.

Надо отметить по-тарантиновски правдоподобные кровавые сцены, но на войне как на войне - без крови не бывает. Актеры молодцы. Вообще все молодцы, хорошее кино, мне понравилось.

Комментариев нет:

Отправить комментарий