суббота, 21 марта 2009 г.

идеологически идеальная медсестра

БольшАя часть курса под названием "Медсестринская поддержка пациента с нарушениями работы органов чувств" посвящена сексуальности.

Дело в том, что современные идеологи профессии медсестры активно продвигают идею, что медсестрички должны обращать свое профессиональное внимание на сексуальное здоровье пациента не меньше, чем на все остальное.

И это правильно. Кто-то же должен хорошо понимать, например, когда и как пациент, перенесший операцию на открытом сердце, может заниматься сексом. И хорошо было бы, если бы кто-то побеспокоился, чтобы пациент твердо усвоил, что и как ему можно, и что нельзя. Прекрасно, если эту тему затрагивает сам оперирующий врач на беседе с пациентом перед операцией и во время больничных обходов после. Функция (идеологически идеальной) медсестры здесь - найти удобный момент и подходящий тон, чтобы деликатно выяснить, насколько пациент нуждается в консультации и дополнительной информации по теме.

То есть здесь не столько знания, сколько этика межличностного общения и профессиональный такт. А этому нельзя научить, это нужно воспитать.

А воспитывают нас в идеологии всеобъемлющего, целостного подхода к лечению пациента, где здоровье понимается не как отсутствие болезни, а как полный велл-биинг, хорошее настроение и самочувствие, добротное функционирование организма во всех его разрезах и большое простое человеческое счастье. Нас воспитывают в идеях "не навреди" (= не перепутай лекарства), "не осуждай", "выслушай", "соблюдай все права пациента, а не то". Нас воспитывают быть человечными и понимающими, и чтобы это не мешало профессионализму, с которым в зад многоуважаемого, выслушанного и неосуждаемого пациента вставляется клизма. Нас учат проявлять эмпатию.

А эмпатия - это значит уметь посмотреть на реальность глазами собеседника, то есть в данном случае пациента. Это какая-то развернутая форма сопереживания. Развитию умения проявлять эмпатию было посвящено немало учебного времени на первом году обучения, на курсе под названием "Коммуникация", до сих пор мурашки по коже, слава богу, сдала.

Чтобы мы были достаточно эмпатичными, нам устраивают "впечатления" - experience, - та же беседа со слепым из прошлонедельного поста, например, явно входит в план развития эмпатии у студентов.

И вот где-то здесь встретились две учебные цели: воспитание в нас профессионального такта в разговорах с пациентами на сексуальные темы - и плюс эмпатия, то есть способность пережить то же, что переживает пациент, и в этом действительно понять его, чем существенно облегчить его выздоровление.

Поэтому всю тему сексуальности наши руководители весело впихнули в курс про органы чувств. На очередном уроке-"впечатлении" мы слушали проникновенную песню Селин Дион из Титаника, ели клубнику и нюхали ванилин, чтобы острее ощутить, какое важное место в нашей жизни занимают сенсорные переживания. А к следующему такому уроку нужно подготовить (письменно) переживания от утраты какого-либо из органов чувств, то есть "Как потеря данного органа чувств сказалась бы на моей сексуальности", вот прямо так.

Мы с напарницей выбрали осязание. То есть она предложила, у меня не было никаких возражений, и она быстро вписала наши имена в список. И уже потом выяснилось, что у нас с ней несколько разные представления о роли кожи в интимном контакте между людьми. Ну да ладно.

В сети нашлось немало интересной информации на тему сексуальной жизни людей, лишенных чувствительности кожи, в частности собственно половых органов. А также о роли тактильных ощущений в психическом и эмоциональном здоровье и развитии человека, начиная от трех месяцев внутриутробного существования, когда маленький человечек свободно рассекает околоплодные воды в мамином животике и переживает первые эмоции от контакта с внешним миром, сталкиваясь со стенками матки.

...

учимся дальше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий