воскресенье, 17 января 2010 г.

песня дня - "Мы в город изумрудный..." - Клара Румянова



Вообще-то забавных историек со мной - пруд пруди. Особенно я обожаю, когда принявшие на грудь родственники начинают «после третьей» вспоминать, чего за детскую жизнь учудила их старшенькая. А вспомнить, конечно, есть о чем, начиная от попыток деда научить меня шить (три раза муа-ха-ха, демонически) до моих стараний сотворить из бруска дерева и четырех гвоздей «коня в яблоках» (ага, тяжелое детство, деревянные игрушки...)

Но я о другой истории, собственно. Как и о другом деде.

Читать я научилась достаточно рано. Однако и на память не жаловалась в принципе. Когда отец, придя с третьей смены, заваливался подрыхнуть вожделенных 300 минут, я копошилась рядом и, как водится, приставала: «Цитай». Папахен начинал «цитать» и, естественно, в сонном виде (как он утверждал) и исключительно из-за собственной ленивости (моя версия) начинал эдак через страничку-вторую филонить, пропуская целые куски. Однако не тут-то было! Мойдодыра и Маяковского я знала еще в 2-х летнем возрасте наизусть! Поэтому все попытки съехать с базара встречали решительный отпор в лице Крошечки-Хаврошечки, невинным голосочком сначала поправляющей этакое святотатство, а потом решительно переворачивавшей страницы книги на начало и утверждающей «Цитай снацяла»! Этакий облом подстерегал родителя подряд раз несколько, после чего он выл и выставлял меня за дверь. Приходилось идти искать другую жертву.

Нет-нет, в этом возрасте я уже бодро читала самостоятельно. Однако же и в этом возрасте, даже обладая прокачанном скиллом «Чтение» и регулярно его апгрейдя, мне все-таки нравилось, когда читают МНЕ. Когда практически наизусть знаешь ту строчку, которая сейчас прозвучит, и наслаждаешься этим знанием и одновременно голосом, произносящим эти строки. А одной из моих любимых книг года в 3 уже тогда была да и, пожалуй, до сих пор остается зачитанная до дыр «Волшебник Изумрудного Города». До сих пор вспоминается ужас, сравнимый по тогдашним детским ощущениям с нынешним прочтением Кинга, когда на Элли нападает Людоед...

Единственное, что было плохо, - то, что в этом возрасте читать я умела (и любила), а вот со значениями слов было плоховасто. И «мама, а что такое изумруд?», увы, не прокатывало! Если о значении слова «людоед» вполне можно было догадаться, то со многими другими словами выходил облом. Мама же, вместо объяснения мне непонятного, сняла с верхней полки словарь и положила на нижнюю, попутно объяснив мне: «Доченька, видишь эту большую толстую книжку? Вот она-то и будет тебе объяснять, что такое изумруд...»

Ну, принцип действия вы поняли.

Каждый раз, когда мне попадалось незнакомое слово, я лезла за ним в словарь. А так как за одним и тем же лазать было скучно, я быстро запоминала, что такое «ураган» и «пустыня». Однако же потом случилось вот что.

В гости приехали родители отца.

И дед Вася, решив обрадовать внучку, предложил ей поиграть вместе. Внучка быстренько обломала деда, сообщив, что поиграть она и сама сможет, а давай ты мне, деда, лучше почитаешь, потому что мне совсем-совсем никто не читает...

Дед, натурально, удивился и переспросил:

- Как же, совсем никто не читает тебе книжек?

- Неа, давно уже, - печально вздохнула хитрая я. - Почитай хоть ты.

- Это ж как же это так? - возмутился дед. - Книжек не читать? Вот родители! Эх, ети его мати, драть их некому! А ну, неси сюда самую большую книжку!

Это дед, конечно, не просчитал. Родители давились на диване со смеху, но молчали, как партизаны. Внученька пулей метнулась в детскую и притаранила «Волшебника...» Дед несколько изменился в лице, рассчитывая на «Колобка» формата А3, однако назад пути не было. Я быстренько перелистнула туда, где я в тот момент читала, и замерла от восторга: сейчас будут читать, и приготовилась слушать.

Дед «с выражением» читал про маковое поле, а потом там был эпизод, где путешественники сплавляются по реке. На плоту.

Это слово меня давно интриговало, но руки до него все как-то не доходили. Интуитивно я, конечно, просекла, что это какая-нибудь лодка, но, поскольку они там довольно вольготно расположились, с размерами лодка не стыковалась. И я сделала «запретное». Дождавшись «и вот они соорудили плот» (как-то так, за точность цитаты не ручаюсь), я быстренько вопросила:

- Деда, а деда, а что такое «плот»?

Ну вот родители маленьких детей меня поймут. Возьмите трехлетнего ребенка и объясните ему (без педагогического образования желательно), что такое «чучело», «заклинание» и «волшебство». Далее придет очередь «фургона», «пещеры», «мантии» и «ботфортов». Добавьте туда же «дорогувымощеннуюжелтымкирпичом» и вы поймете, в какой ситуации очутился мой дед.

Дед задумался. Спиной я ощутила, что мне сейчас прилетит за финт ушами от мамы, но маме тоже, видать, стало интересно, как дед будет выкручиваться, поэтому гром и молния были временно отложены. Молчание затягивалось, сзади прыскали родственники, поэтому я переспросила:

- Деда, так что такое плот?

- Понимаешь, внученька, - замялся дед, - плот - это... это...ммм...ы-ы...о! ЗНАЮ!

Плот, Катенька - это что-то вроде понтона!

Отец рыдал. Мама тихо ржала в кулак. А я искренне не понимала, почему так смеются эти странные взрослые и что смешного в том, что теперь мне придется смотреть в словаре два слова вместо одного. Наверное, где-то тогда ко мне и начала приходить смутная уверенность в том, что за лень и хитропопость тоже придется платить. Просто немного позже...

Мы в город Изумрудный

Идем дорогой трудной,

Идем дорогой трудной,

Дорогой непрямой

Заветных три желания

Исполнит мудрый Гудвин

И Элли возвратится

С Тотошкою домой.

Железный дровосек:

А я рожден железным,

Я мог бы стать полезным,

Да только не хватает

Сердечной теплоты.

Да только не хватает

Сердечной теплоты.

Припев:

Страшила:

Соломою своею

Я думать не умею.

Хотел бы попросить я

У Гудвина ума.

Припев:

Трусливый лев:

Судьба моя нелепа:

Я выгляжу свирепо,

А сам дрожу от страха,

Как заяц под кустом.

О как бы мне хотелось

Иметь большую смелость!

Я Гудвина сегодня

Иду просить о том.

Я Гудвина сегодня

Иду просить о том.

Комментариев нет:

Отправить комментарий